logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
Межпоселенческая централизованная библиотечная система Чаинского района
Село подгорное, томская область
Режим работы учреждения:
С 09:00 до 20:00 час,
воскресенье
с 10:00 до 17:00,
выходной – суббота, последний четверг месяца – санитарный день.
header img

Школа творческого чтения «Библионик»

В школе творческого чтения «Библионик» дети учатся быть читателями, умеющими полноценно воспринимать искусство слова, анализирующими художественный текст, сами становятся «маленькими писателями», способными выражать в слове свои впечатления, переживания.

Цель наших занятий – чтение должно стать для библиоников внутренней необходимостью, а  жажда общения с книгой должна сопровождать их всю жизнь.

 

В отчетном 2021 году в рамках Школы творческого чтения «Библионик» мероприятия были посвящены детским писателям – юбилярам.

На поэтической мозаике «Мир сказочный, поющий и звенящий» в Детской библиотеке учащиеся 2-го и 3-го классов познакомились с биографией и творчеством поэта Романа Семёновича Сефа.

Его творческая биография началась в 1962 году с первой книжки стихов «Шагают великаны». С тех пор им было написано и переведено с разных языков очень много стихов, которые очень нравятся детям. Ведь в этих стихах мир многоцветен и радостен. У каждого существа, у каждого предмета своя песня, свой звук. А ещё эти стихи очень легко запоминаются!

Это доказали наши юные читатели: все стихотворения были прочитаны (некоторые даже и «сыграны») с большим удовольствием. Ещё дети поиграли с помощью книги-игры Р. Сефа «Вот мы какие». Сначала ребята рисовали свой портрет. Это оказалось очень весело и увлекательно: чего только он не нарисовали! Волосы всех цветов радуги у девчонок, брутальные бородки и усики у мальчишек. И даже цвет лица как у Халка! Посмеялись над «автопортретами» вволю! Закончилась поэтическая мозаика игрой в рифмы. И здесь ребята (хотя некоторые слова и угадывали) придумывали рифмы совсем не похожие на то, что хотел сказать поэт. Например, вместо «поздравленья» – «приглашение» и «варенье», вместо «слон» – «сон», а вместо «креветки» – «ветку» и «соседку». Зато всем было весело!

К юбилею Агнии Барто для учащихся начальных классов прошел литературный батл «В стране веселого детства». Ребята познакомились с творчеством поэтессы, прослушали песню на стихи А. Барто «Любитель-рыболов», отвечали на вопросы викторин «Угадай-ка», «Продолжи строчки стихотворения», собирали пазлы- иллюстрации, отгадывали загадки, разгадывали кроссворд.  Мероприятие прошло интересно и весело. В конце мероприятия дети познакомились с книгами стихов, представленными на книжной выставке «Радуга стихов Агнии Барто».

В феврале 2021 года исполнилось 235 лет со дня рождения младшего из братьев Гримм – Вильгельма. В честь этого события для учащихся четвёртых классов Подгорнской школы в детской библиотеке проведена литературно-игровая программа «Волшебная страна братьев Гримм».  Разделившись на команды «Гномы» и «Принцессы» начале игры, ребята вспоминали русские народные сказки, названия которых или их сюжет, похожи на сказки братьев Гримм. Затем вспоминали названия сказок, добавляя в их название недостающие слова. В конкурсе «Рассыпанные сказки» собирали названия сказок из отдельных слов, а в конкурсе «Узнай сказку» задание было посложнее: из отдельных букв собрать названия двух самых известных сказок – «Бременские музыканты» и «Король Дроздобород».

Ещё дети состязались в конкурсах «Угадай сказку по ключевым словам», «Чей это портрет?», «Внимательны ли вы?», «Сказка начинается…, а как она называется?», «Угадай сказку по предметам», «Просто вопросы», «Золотой гусь». Завершал нашу игру конкурс «Храбрый портняжка»: с помощью бумажных салфеток и клея (не применяя ножниц) ребята «шили» платье для Золушки.

В 2020 году в 1 квартале в рамках Школы творческого чтения «Библионик» в Детской библиотеке мероприятия были посвящены детским писателям – юбилярам.

В режиме офлайн проведены мероприятия: Литературная игра по произведению «Тимур и его команда», про гномов, эльфов и принцесс -литературная игровая программа к юбилею Я. Гримма, «Уроки доброты» диспут по рассказу В. Распутина «Уроки французского».

Для учащихся 4 класса проведена литературная игра по произведению А. Гайдара «Тимур и его команда». В начале встречи библиотекарь познакомила школьников с основными этапами жизни и творчества бойца и писателя А.П. Гайдара. Затем, ребята приступили непосредственно к игре. Им необходимо было пройти несколько испытаний: «Викторина-разминка» – ответить на вопросы по произведению; «Кто это сказал?» – определить героя, кому принадлежат слова; «Угадай, кто я!» – опознать героя по словесному описанию из текста; «Интересная вещичка, чья же ты?» – по картинкам определить, к какому герою относятся вещи; «Установи последовательность» – установить очередность событий по картинкам, «Установи соответствие». Выполнив интересные и увлекательные задания, ребята собрали по отрывкам, (за каждое выполненное задание выдавался кусочек текста) девиз самого А. Гайдара: «Спеши творить добро – ты в ответе за этот мир».

Урок доброты по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского» прошел с учениками 6Г класса. В ходе беседы ребята вспомнили, что этот рассказ о голодном послевоенном детстве, о трудностях, с которыми сталкивались дети того времени, об учительнице французского языка, которая сумела дать самый главный урок своему ученику – урок взаимопонимания и уважения. Активно отвечая на вопросы и обсуждая поступки и характеры героев рассказа, ребята попытались выяснить причины, почему учитель Лидия Михайловна идёт на рискованный шаг, играя с учеником на деньги. Присутствующие единодушно сошлись во мнении, что учительница необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Также ребята составили «Кодекс законов доброты» и высказали свои мысли о Лидии Михайловне, написав синквейн, по произведению разгадали кроссворд. В завершении беседы ребята сделали вывод, что этот рассказ можно назвать «Уроки доброты». Истинное добро не требует награды, оно бескорыстно.

Дорогой доброй сказки

Идем мы без опаски

И дружно говорим:

Идем мы к братьям Гримм!

С этого стихотворения началась игровая программа «Про гномов, эльфов и принцесс» в Детской библиотеке. Четвероклассники, поделившись на две команды – «Принцессы» и «Гномы», отправились в мир сказок братьев Гримм. Встреча была посвящена юбилею одного из братьев – в этом году исполнилось 235 лет со дня рождения старшего из них, Якоба.

Сначала ребята узнали об истории создания сказок и о семье, в которой родились и в атмосфере любви, дружбы и согласия воспитывались немецкие сказочники, а затем начались конкурсы. Задания были разные: угадать сказку, по ключевым словам, или предметам, собрать названия сказок из отдельных слов или букв, назвать сказку по её начальным словам, узнать по описанию героя сказки, изобразить одного из героев сказки с помощью пантомимы.

В конкурсе «Храбрый портняжка» команды украшали платье для принцессы с помощью разноцветных салфеток – наряды получились чудесные!

Завершилась игра викториной по сказкам. С перевесом в один балл победила команда «Принцессы», получившая в награду сладкие призы.

В 2019 отчетном году встречи в школе творческого чтения «Библионик» продолжались. В 2019 году исполнилось 90 лет со дня рождения замечательного писателя и художника Виктора Владимировича Голявкина. Голявкин – признанный мастер короткого юмористического рассказа для детей. Главное население его книг – мальчишки, озорующие так, что у читателя дух захватывает. Детская библиотека с. Подгорного предложила своим читателям, учащимся третьих и четвёртых классов, включить свои «думательные моторчики» и поучаствовать в игре-викторине «Мои друзья» по рассказам Виктора Голявкина. Игра состояла из нескольких конкурсов. В первом конкурсе «Логические задачи» ребята восстанавливали названия рассказов: в них были пропущены все гласные буквы. Затем решали анаграммы и искали среди рассказов, зашифрованных в этом задании, лишний: один из рассказов написан Николаем Носовым. В конкурсе «Напиши диктант» дети писали под диктовку библиотекаря названия подарков, которые герой рассказа «Карусель в голове» хотел получить от папы, но получил только мороженое. Ребята выяснили, почему так произошло и пофантазировали, как герою исправить ситуацию. В конкурсе «Художественный» нужно было соотнести иллюстрации и названия рассказов. С этим заданием ребята справились просто отлично! Конкурс «Стихотворный» заставил всех крепко подумать: надо было «помочь» герою рассказа «Края мглою бурю кроет» выучить стихотворение А. Пушкина «Зимний вечер». Запутанные строчки стихотворения с трудом поддавались восстановлению. Зато конкурс «Театральный» вызвал бурю эмоций и смеха: ребята не только должны были вспомнить название картины, которую герой рассказа «Сплошные чудеса» безуспешно пытался повесить на стену, но и изобразить «Утро в сосновом бору» Ивана Шишкина с помощью пантомимы! Завершилась встреча сюжетом из киножурнала «Ералаш», снятого по рассказу В. Голявкина «Быстрей, быстрей!»

Многие знакомы с произведением Т. Александровой «Домовенок Кузька». А вот учащиеся 3Б и 3В классов Подгорнской школы очень хорошо знают о Кузьке и его проказах! И они доказали это, успешно пройдя квест «С домовёнком Кузькой за волшебным сундучком» в Детской библиотеке.

Соревнования между тремя командами по произведению Татьяны Александровой происходило по трём станциям: «В квартире у Наташи», «Дремучий лес», «Дом Бабы Яги для хорошего настроения». Ребята не только отвечали на вопросы по тексту произведения, но и объясняли смысл пословиц, встречающихся в сказке, играли в игру «Пять домовых», по описанию угадывали персонажей сказки.  На станции «Дремучий лес» игроки разгадывали сканворд, в котором были спрятаны герои произведения, а из «лишних» букв надо было составить фамилию и имя писательницы. Это задание оказалось наиболее сложным из всех, но наши читатели справились и с ним! На каждой станции ребята получали несколько строчек волшебного заклинания из сказки. После прохождения всех станций они составили это небольшое стихотворение и сундучок появился! А в нём – сладкая награда за успешное прохождение квеста! Все остались довольны весёлой и познавательной игрой!

В январе-феврале прошедшего года учащиеся третьих классов Подгорнской школы, прочитав рассказ А. Гайдара (к юбилею автора) «Чук и Гек», были приглашены   в Детскую библиотеку на «Литературное состязание» по этому рассказу. По тому, с каким удовольствием наши читатели отвечали на вопросы, было видно, что рассказ им очень понравился. В самом начале надо было назвать героев произведения в том порядке, в каком они появляются в произведении. Второй конкурс (самый большой) назывался «Викторина от Чука и Гека»: читатели отвечали на вопросы по содержанию книги. В следующем конкурсе ребята расставляли по порядку сюжета представленные иллюстрации. Затем предстояло разгадать небольшой кроссворд и, из выделенных в каждом слове букв, составить фамилию братьев. Ещё в одном конкурсе дети отгадывали по описанию животных, встречающихся в рассказе.  Конкурс «Математика в литературе» помог нам выяснить, сколько раз переиздавались книги с произведениями Аркадия Гайдара.     Ещё раз, прочитав слова из последнего абзаца рассказа: «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему» – ребята поделились своими представлениями о счастье.  В заключение нашей встречи мы посмотрели отрывок из художественного фильма «Чук и Гек» с песней о Москве.

В 2018 году встречи в школе творческого чтения «Библионик» продолжались. И встречи  эти были посвящены детским писателям – юбилярам.

Впервые знакомство с творчеством Алексея Николаевича Толстого – писателя большой русской души и огромного разностороннего таланта происходит еще в детском возрасте. Ведь именно для детей Алексей Толстой «смастерил из полена» того самого Буратино, взяв за основу сказку итальянского автора Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». Озорной, добрый сказочный мальчишка, с которым постоянно происходят самые невероятные приключения, стал любимым героем ребят со всего света.

В Детской библиотеке с. Подгорного прошел литературный праздник, посвященный юбилею Алексея Николаевича Толстого и его сказке  «Золотой ключик или Приключения Буратино». К ребятам на литературный праздник пришли герои сказки – лиса Алиса  и кот Базилио. Они рассказали детям историю создания сказки,  интересные факты из жизни писателя, провели конкурсы и викторины «Узнай героя по описанию», «Герои и предметы сказки в загадках», «Кто это сказал?», «Удивительный кроссворд» и др.

Во время игры дети еще  больше узнали об этой замечательной книге и ее создателе, многие из присутствующих решили еще раз ее перечитать. Ведь она учит не унывать, дружить и верить в лучшее.

Для учащихся 2-х классов в Детской библиотеке проведена литературная игра «Добрый волшебник Владимир Сутеев». Книжки этого писателя с иллюстрациями очень часто становятся первыми для многих малышей. Мультфильмы, снятые по его сценариям, не перестают завоевывать сердца маленьких зрителей. Веселые, добрые книжки В.Г. Сутеева знают и любят дети в разных уголках мира. Сюжеты сказок «Под грибом», «Разные колеса», «Кто сказал мяу?», «Мешок яблок», «Мышонок и карандаш»  просты и незатейливы, они понятны даже самым маленьким читателям. В ходе игры ребята отвечали на вопросы сказочной викторины, побывали в роли художников – иллюстраторов, нарисовав  кошку из сказки «Мышонок и карандаш», разыграли сказку «Под грибом». В конце мероприятия ребята пришли к выводу, что сказки Владимира Сутеева учат настоящей дружбе, порицают трусость, жадность и хвастовство.

«Талантливый человек», «Веселых детских книг творец», «Мастер улыбки»- все эти слова сказаны о Викторе Юзефовиче Драгунском, юбилей которого отмечается в 2018 году. Этому событию,  в   Детской библиотеке с. Подгорное  был посвящен  турнир для эрудитов «Денис Кораблев и его друзья».  В начале встречи ребятам рассказали о жизни и творчестве Виктора Драгунского, заслуженную славу которому принесли рассказы, написанные благодаря его сыну Денису, с которым случались всякие смешные истории. Наши читатели  узнали много интересного о веселом мальчике Дениске и решили, что «Денискины  рассказы» могут помочь каждому  немного посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки, зарядиться добрым смехом, получить удовольствие от прочитанного. Дети посмотрели видеоролики по рассказам  «Где это видано, где это слыхано», «Чики – Брык». После чего ребята с увлечением отвечали на вопросы «Денискиной викторины», разгадывали кроссворд,  приняли участие в конкурсах: «Шутки на полминутки», «Чей это портрет?», «Юные шифровальщики», «Верю – не верю», «Шарады от Дениски».  Дениска Кораблев был веселым и жизнерадостным и все наши конкурсы для ребят были такими же. Мероприятие прошло весело и интересно. Завершилась игровая программа пожеланием: «Если кому-нибудь вдруг станет грустно, нужно читать веселые и поучительные «Денискины рассказы».

Ноябрь богат на юбилеи. 23 ноября у Николая Носова 110-летний юбилей со дня рождения. Его произведения – живые, настоящие, остроумные и захватывающие. Их очень любят юные читатели. Малыш Незнайка, смышленые Бобик и Барбос, Витя Малеев – эти и другие нестареющие задорные персонажи навсегда поселились в сердцах давно повзрослевших «детишек» и так же быстро завоевывают признание у современных ребят. По произведениям и сценариям Н. Носова снято множество художественных и анимационных фильмов. Учащиеся начальных классов после прочтения произведений Н.Носова были приглашены в Детскую библиотеку на литературное конфетти «Затейник и фантазер Н.Носов». Ребята познакомились с интересной биографией писателя, совершили путешествие по страницам книг, посмотрели отрывки из кинофильмов. Конечно, не обошлось и без веселых конкурсов. «Нарисуй портрет», «Поэтический – рифма», «Бюро находок», «Грамотей», «Мозаика» и др. В завершении встречи все вместе спели любимую песенку малышей – коротышей «В траве сидел кузнечик».

В начале декабря учащиеся 5А и 7В классов Подгорнской школы пришли в Детскую библиотеку, чтобы стать … учениками старой деревенской школы. Так они отметили день Наума грамотника: по старой русской традиции со дня Наума – с 14 декабря –  начинали учить детей грамоте, именно в этот день деревенских детей отправляли учиться, и этот день считался днём учителя. Сначала ребята немного узнали о самом празднике: о том, как родители провожали детей в школу и о чём они просили учителя, какой наказ давали сыну (ведь девочек в школу тогда не брали). Затем, поделившись на две команды  «Умники» и «Заумники», наши читатели приняли участие в конкурсах-испытаниях (испытаниями в старорусских школах назывались экзамены) за победу в которых получали в этот день вместо жетонов сушки: сколько правильных ответов, столько сушек. Победит та команда, у которой низка сушек окажется длиннее.  Всего конкурсов было девять.  Первое испытание «Загадочное», за ним  следовало испытание «Собери пословицу» (пословицы были разрезаны на две части). В конкурсе «Вопрос – ответ» ребята отвечали на вопросы по сказкам и былинам. В конкурсе «Писари» все попробовали себя в роли древнерусских писцов. Только вместо восковых табличек у нас были пластилиновые. На собственном опыте убедились – труд писцов был нелёгок! В конкурсе «Собери слова»  командам выдали конверты с буквами и лексическим значение двух слов: нужно было собрать эти слова. Самым трудным оказался конкурс «С русского на русский»: встречающиеся в сказках старинные слова нужно было перевести на современный язык. Пришлось делать это со словарём В.И. Даля. После этого конкурс «Зоологический» оказался  очень лёгким: мы называли животных, а ребята отвечали, как называют их детёнышей. Испытание «Арифметическое» вызвало весёлый смех:  решали смешные задачи (из «Задачника» Г. Остера) и задачки с подвохом. В результате каждой игры сушек в каждой команде оказалось примерно одинаково: наши читатели молодцы!

В 2017 г. все встречи в школе творческого чтения «Библионик» были необычны.   С осени прошлого года в детскую библиотеку поступило несколько сотен новых книг – событие довольно редкое для нас. И теперь и библиотекари, и читатели радуются новым изданиям книг прошлых лет, и современным книгам молодых, незнакомых нам авторов.

Мы начали знакомить наших читателей  с новыми книгами путём традиционных обзоров. И убедились в том, что новые книги привлекательны для читателей любых возрастов, даже если они ещё и не очень любят читать.

А потом решили провести по прочитанным пятиклассниками книгам «Час читательских удовольствий».   Информация о книгах и их авторах, иллюстраторах могла быть в виде презентации, рекламы, рассказа и т. п.  Было,  где разгуляться фантазии каждого! И вот этот час настал!

Книга рождается по-настоящему, когда она прочитана. Когда находит в чьей-то душе отклик, вызывая бурю чувств и эмоций. Жизнь книги зависит от того, как её воспринимают люди. Сопереживают ли героям и событиям, радуются или грустят, перелистывая страницу за страницей, или остаются равнодушными к происходящему. На нашем часе равнодушных не было!  Иногда эмоции переливались через край: и у тех, кто представлял книги, и у тех, кто хотел первым взять понравившуюся книгу!

Среди представленных  авторов А. Вестли, Ж. Уилсон, И. Колфер, А. Домбровский, Т. Крюкова и др. Удовольствие получили все: и рассказчики, и слушатели. Решили на этом не останавливаться и в ближайшее время, как они сказали, ещё раз почувствовать себя в роли библиотекарей.

Литературная печа-куча – формат для нас совершенно новый. Мы решили предложить его семиклассникам для представления прочитанных ими книг.

И пусть информация о книгах получилась не совсем в том формате, который предлагался, но каждый  выступающий  приготовил хорошую презентацию с рассказом.   Присутствующие познакомились с книгами  Вл. Крапивина, Д. Емца, Ю. Кузнецовой,  Дж. Лондона, В. Обручева,  молодого писателя М. Самарского.

 «Открой рот» — это чемпионат России по чтению вслух, сокращённо ЧРПЧ. Придуман он был в Новосибирске  19 января 2011 года в книжной лавке «Собачье сердце». «Открой рот» задумывался как вечеринка, где всё подчинено одной цели — сделать людям весело. Первым присоединился Томск, а сейчас уже  несколько десятков городов участвуют  в российском чемпионате.

Формат простой: участники (читчики)  вытягивают цифру, открывают пронумерованный конверт, достают книгу и без подготовки  1 минуту  читают вслух какой-то отрывок.    Проводятся предварительные и один финальный раунд. Жюри оценивает технику и артистизм выступающего участника по 6-бальной шкале. Наивысший балл — 6, низший — 1.

По результатам каждого  раунда  определенное количество участников, набравших наименьшее количество баллов, выбывают из борьбы.

Мы  попытались сделать соревнование-игру, подобное чемпионату, используя для   чтения отрывки из новых книг, поступивших к нам в библиотеку, и назвали нашу встречу – библиоринг по чтению вслух «Открой рот».    1 раунд  – книги российских авторов; 2 раунд – книги зарубежных авторов и 3-ий (финальный) – стихотворения.    Первыми на наше предложение откликнулись шестиклассники. И встреча удалась!  Такой формат знакомства с новыми книгами и возможность испробовать свои силы в чтении вслух совершенно незнакомых отрывков очень понравился и  ребятам, и библиотекарям, и учителям.    Постепенно все шестые, а потом и пятые классы приходили к нам на библиоринг.  И что всегда радует – брали домой понравившиеся книги!

В рамках 2011 ШТЧ «Библионик» занятия проводились со   2 – ми и 4  – ми классами. Занятия начали с элементов книги и знакомства с новым журналом «Читай-ка». Ребята должны были, используя элементы книги, сделать ее рекламу. Такое задание им очень понравилось и, впоследствии, на каждом заседании они рекламировали прочитанные  книги. Для членов клуба «Библионик» были подготовлены и проведены мероприятия:

  • Поэтический урок – игра «Стихи, загадки и считалки»;
  • Космический час «Если очень захотеть, можно в космос полететь»;
  • Час фантазии и мечты «Дети в космосе»;
  • Литературный час, посвященный творчеству Е. Чарушина;
  • Познавательная игра-путешествие с элементами театрализации «Аленький цветочек»

На стенде-плакате с девизом ШТЧ «Читаем! Думаем! Играем!», отражаются новости и задания «Библионика».

Занятия литературным творчеством послужили толчком к созданию папки-альбома творческих работ ребят. А творчества у них хватает: это и игры –«Придумай рифму», «Верни слово на место», игра в Детективов ( из ж. «Читайка»), «Придумай заголовок», поэтические мастер-классы, рисунки и т.п.

После  совместного чтения произведения О. Кургузова «Мы пишем рассказ», ребята получили задание: написать рассказ о предмете. Задание было не легкое, но фантазировать можно сколько угодно! И в результате даже сказки сочинили и детектив!

Для поощрения участников были разработаны номинации: «Сочинитель», «Рекламист», «Художник», «Помощник» (ремонт, расстановка книг, участие в массовых мероприятиях библиотеки), «Друг» (книги, журналы в дар библиотеке).